ПЛИНИЙ О МАГИЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ
ПЛИНИЙ О МАГИЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ
«Магия — это одна из немногих вещей, о которых необходим
продолжительный разговор, и лишь потому, что, будучи самым обманчивым из
искусств, она всегда и везде пользовалась самым безусловным доверием. Пусть нас
не удивляет, что она приобрела столь обширное влияние, ибо она соединила в себе
три искусства, более всего волнующих человеческий дух. Изначально появившись из
Медицины, в чем никто не может сомневаться, она, прикрываясь заботой о нашем
теле, прибрала в свои руки и душу, приняв обличье более священного и глубинного
духовного целительства. Во‑вторых, обещая людям самое приятное и
соблазнительное, приписала себе заслуги Религии, по поводу которых в
человеческих умах и по сей день нет ясности. И дабы увенчать все это, она
прибегла к Астрологии; ведь каждый желает знать будущее и убежден, что такое
знание вернее всего получить от небес. И так, заковав человеческий разум в эти
тройные оковы, она простерла свою власть над множеством народов, и цари царей
поклоняются ей на Востоке.
На Востоке конечно же она и возникла — в Персии, и создал ее
Зороастр*. В этом
согласны все знающие люди. Но только ли Зороастр?.. Я уже отмечал, что в
древности, да и в другие времена, нетрудно обнаружить людей, видевших в магии
вершину учености — по крайней мере, Пифагор, Эмпедокл, Демокрит и Платон
пересекали моря и, будучи скорее изгнанниками, нежели путешественниками,
стремились изучить магическую премудрость. Вернувшись, они всячески
превозносили магию и ее тайное учение. <…> У латинян в древности можно
найти следы ее, например в наших Законах двенадцати таблиц** и в других памятниках, о чем я уже сказал в
предыдущей книге. В действительности только в 657 г. от основания Рима, при
консульстве Корнелия Лентула Красса, сенат запретил человеческие
жертвоприношения; это доказывает, что вплоть до того времени подобные ужасные
обряды могли совершаться. Галлы исполняли их до наших дней, ибо только
император Тиберий призвал к порядку друидов и всю орду пророков и знахарей. Но
что пользы издавать запреты на искусство, уже перебравшееся через океан и
подступившее к самым границам Природы?» (Historia Naturalis, XXX.)
Плиний добавляет, что, насколько ему известно, первым
человеком, написавшим сочинение о магии, был некто Остган, соратник Ксеркса в
войне с греками, сеявший «семена своего чудовищного искусства» по всей Европе,
куда бы он ни пошел.
Магия, как полагал Плиний, изначально чужда грекам и
италийцам, но зато повсеместно распространена в Британии; система ритуалов
здесь настолько развита, что, по словам нашего автора, кажется, будто британцы
обучили этому искусству персов, а не персы — их.